Татарский государственный академический театр кукол «Экият» - один из старейших театров кукол России. Был открыт в 1934 году. Со дня своего основания театр работает на двух государственных языках Республики Татарстан, имеет две труппы – русскую и татарскую.

1930-1950- е годы

Зарождение советского театра кукол начинается с деятельностью кружков во многих городах СССР. В августе 1934 года открывается Первый государственный интернациональный театр кукол в Казани. До этого времени, самодеятельные группы (Татарский театр детской эстрады и Русский театр кукол) работали при Центральном доме пионеров уже два года. В их репертуаре были популярные тогда пьесы: «Петрушка-беспризорник», «Петрушка-иностранец», «Запрещенный попугай», «Поросенок в ванне», «Джим и Доллар» и др. К бывшим кружковцам присоединяются молодые актеры из ТРАМов, драматических театров, агитбригад. Несколько новичков было принято после окончания Казанского театрального техникума. Фуат Тагиров, Сара Валиуллина, Борис Рычков, Марьям Хисамова, Рокыя Хабибуллина, Вали Гафаров, Мария Язвина, Зина¬ида Устинова, Елизавета Сергеева, Хаят Сабитова, Иван Патранин, Хадича Шарипова, Ибрагим Бабиченко, Золоторева, Минкин, Матвеев, Джаббарова, Фахрутдинова, Баканов, Ибрагимов, Семибратова — вот первые актеры театра. Этой молодой и прогрессивной команде, во главе с Сергеем Макаровичем Мерзляковым, удаётся поставить множество интересных спектаклей на двух языках. Среди них: «Братья Монголфье», «Каштанка», «Гусенок», «Кошка и Лешка», «Три подружки». В 1937 году, была поставлена сказка Г.Тукая - «Кәҗә белән Сарык», авторами и режиссерами, которой были Рокыя Хабибуллина и Фуат Тагиров. Это был первый опыт обращения театра к национальной сказке.

С 15 по 24 декабря 1937 года, в Государственном Академическом Центральном театре кукол им. С.В.Образцова, проходит декада - Всесоюзный смотр кукольных театров СССР. Среди участников отмечают и работу казанских кукловодов.

В 1938 году в штат Казанского театра принимается молодой актер, режиссер - Салях Хусни. Позднее, он становится главным режиссером а и художественным руководителем.

Сложнейший период Казанского театра кукол приходится на военное время. Самые дерзкие художественные планы не реализованы из-за тяжелых испытаний. Труппа практически все дни войны находится в поездках, она выступает на сборных пунктах, обслуживает эвакуированных детей, гастролирует по районам республики, тем самым поддерживая моральный дух людей в годы войны. В репертуаре, вместе со спектаклями по сказкам А.С.Пушкина, «Терем-теремком» С.Маршака, «По щучьему велению» Е.Тараховской, появляются пьесы о войне – «Боевой Петрушка», «Петрушка на крыше», «Нәфрәт чәчәкләре»(Цветы ненависти) и другие.

Театр с конца 1930-х годов, вместе с Театром Юного зрителя, располагается в здании Купеческого собрания (ул.Островского, д.10.) В это время С.Хусни пытается привлечь в театр татарских писателей. Ставит спектакли «Камыр-батыр» С.Хусни, «Шурале» Ш.Зайни, «Камал бабай әкиятләре» Х.Садри, «Тапкыр егет» Д.Аппаковой. Популярностью пользуются спектакли - «Кошкин дом» С.Маршака, «Чудесный Айтуган» Ш.Зайни, «Кисекбаш» А.Камала, «Волшебная лампа Аладдина» Н.Гернет, где в сотрудничестве с художником Э.Гельмсом, С.Хусни создаёт один из первых спектаклей, в котором используются тростевые куклы. Лучшими же спектаклями этого времени, по мнению театральной общественности, являются «Хуҗа Насретдин» по пьесе Н.Исанбета и «Черевички» Н.Гоголя. На прошедшем в 1946 году Всероссийском конкурсе детских театров, постановки театра удостоены призовых мест, а некоторые актёры, художник и режиссер, отмечены специальными дипломами и премиями.

Весь основной репертуар Казанского театра кукол, за четверть века несёт замеча¬тельная плеяда первопроходцев — Ф.Тагиров, М.Хисамова, Б.Рычков, С.Валиуллина, Р.Хабибуллина, В.Гафаров, М.Язвина, З.Устинова. Не уступает им в мастерстве группа актеров, пришедших вслед за ними - П.Бикмухаметова, Н.Кириллов, В.Третьякова, Е.Григорьева, Д.Вишневская, Г.Тагирова и дебютировавшая в пятидесятые годы Г.Мубарякова.


1960-1970 –е годы

В 1959 году открывается новая страница в жизни театра, ему выделяют отдельное здание на пересечении улиц Свердлова и Луковского (ныне Туфана Миннуллина и Петербургской). Большие усилия, для решения этого вопроса, прикладывает директор театра - Анатолий Павлович Юрусов. В день открытия, 10 марта, театр показывает своим зрителям спектакль «Буратино». В эти годы на его сцене ставятся: «Чертова мельница» Я.Дрды, инсценировки И.Штока, «Хәйләкәр Таҗи» С.Хусни, «Тормыш чәчәге» А.Правдиной, «Красная шапочка» Ш.Перро, инсц.И.Трофимова и другие. Постановки осуществляются в сотрудничестве с главными художниками театра этого периода – Анатолием Ивановичем Азимовым и Любовью Львовны Сперанской-Штейн.

В 1960-е годы начинается полоса серьезных перемен в жизни и в искусстве. Это переходный этап и для театра кукол в Казани. Постепенно уходит господство кукол по подобию человека, характерное для 1950-х годов, а репертуар все более приобретает философско-гуманистическое содержание. Начинает сотрудничество с театром Наби Даули, пьеса-сказка «Бәхет җыры» которого, была удостоена Диплома I степени, в 1962 году на Всероссийском смотре детских театров, как лучший спектакль и лучшая режиссерская работа. Великолепно проявляет себя замечательный ансамбль актёров – С.Валиулинной, Г.Тагировой, В.Гафарова, М.Хисамовой, Р.Нугманова. За десять лет спектакль выдерживает более 1500 представлений.

Спектакль 1966 года «Смелая сказка» режиссера Игоря Михайловича Москалева, пришедшего на смену С.Хусни, основывается на истории о Мальчише-Кибальчише, по повести А.Гайдара. Артисты Л.Игошин, В.Ананьев, Л.Петрова, Г.Мубарякова, начинающие историю спектакля с входа в театр и в зал, блестяще воплощают авангардную идею постановки. Центральную роль Мальчиша исполняет, недавно приглашенная в труппу, выпускница Горьковского театрального училища - Л.Дьяченко. Помогают актрисе друзья Мальчиша - актёры С.Яушева, А.Шестопалов, И.Трофимов. Роль Плохиша исполняет ведущая актриса театра этого периода - В.Третьякова.

Вместе с многочисленными заслугами нового главного режиссера И.М.Москалева, в обновлении выразительных средств театра, увеличивается и количество пьес для взрослого зрителя. Помимо «Смелой сказки» на сцене идут: «Божественная комедия» А.Данте по пьесе И.Штока, «Сукыр патша» (Слепой падишах) по пьесе Н.Хикмета и др.

В это же время получает практическое решение вопрос о профессиональной подготовке кадров. В 1966 году в Казанском театральном училище открывается отделение - «Актёр театра кукол». Первыми преподавателями становятся работники театра – И.Москалев, Б.Рычков, Л.Дьяченко.

В 1968 году появляется «Маленький принц» по произведению А.С.Экзюпери, который меняет представление о детской драматургии. Здесь текст имеет метафорическое звучание, а спектакль представляется особым поэтическим языком. Художником спектакля выступает главный художник театра – Христина Георгиевна Скалдина. Великолепно проявляет себя в спектакле актриса Г.Мубарякова. Её Маленький принц остаётся в памяти, как одна из лучших актёрских работ этого периода. Самую сложную задачу – воплощение образа Летчика и рассказчика выполняет сам режиссер - И.Москалев. В этом же году он покидает театр.



Период 70-80-х годов связан с новым мышлением в театре кукол, основанным на переходе от закрытых форм к открытой сцене. Наступает эпоха игрового начала в искусстве театра кукол. Всё реже на сцене появляется классическая ширма.

Происходят изменения в руководящем составе театра. Главным режиссером в эти годы становятся сначала артист театра - Борис Семёнович Рычков, а после драматург - Роберт Мухлисович Батуллин. Директором назначается Азгар Миншаихович Хусаинов.

В 1974 году театр принимается в коллективные члены УНИМА (Международный союз театров кукол). Эта организация дала мощный толчок творческому росту и выходу на международную арену. Во многом это связано с приходом нового поколения работников, творчество которых все больше начинает задавать тон и определять тенденции развития. Пришли способные молодые артисты, выпускники Казанского театрального училища — В.Гибадуллина, Г.Вишняков, В.Маякова, Н.Шестопалова, Г.Демидов, А.Шмелев, А.Шарафутдинова, Г.Захарова, Р.Салахутдинова, З.Хазеева, Н.Нугманова, чуть позднее — И.Зиннуров, З.Алексеева, Т.Зиннуров, Г.Мифтахова.

В это время ставятся спектакли: «Энҗеле үрдәк» Н.Фаттаха, «Таксёнок Випс» А.Рельяна, «Ай, да Мыцык!» Е.Чеповецкого, «Русалочка» Г.-Х.Андерсена, по пьесе К.Тихомирновой и другие. Все куклы и декорации выполняются молодыми художниками Валентиной Емельяновной и Александром Анатольевичем Губскими. Следующие сорок лет, в художественном оформлении спектаклей театра, ознаменуются эпохой именно этих художников.

Важная роль единого процесса обновления связана с игровой моделью театра кукол. Она находит достойного представителя в лице Людмилы Александровны Дьяченко, получившей режиссерскую подготовку в мастерской С.В.Образцова, на Высших режиссерских курсах в Москве.

Союз единомышленников - автора, режиссера, художника, композитора и актеров, складывается в работе над спектаклем «Глаза змеи», инициированным выпускником режиссерского отделения Ленинградском государственном институте театра музыки и кинематографии - Ильдусом Насиховичом Зиннуровым. Важной вехой творческой биографии спектакля, является участие Г.Мубаряковой, а в татарском варианте Г.Тагировой (Саяко), Г.Вишнякова, Р.Гиздатуллина (Нихати). В роли Ботаро удивляет зрителей Н.Шестопалова. Роль Горного духа сначала исполняет А.Трофимов, затем О.Силахин. В 90-х годах сменяется весь состав, в нем участвуют ведущие силы театра уже этого времени — С.Каюмова, А.Карпеев, Н.Егорова, Д.Утешев. В 1977 году И.Зиннурова назначают главным режиссером театра. В конце семидесятых, Л.А.Дьяченко возобновила, в новой режиссерской редакции, «Смелую сказ-ку» с замечательной исполнительницей образа Мальчиша - В.Гибадуллиной.

   Создавая оригинальную музыку к спектаклям, с театром работают известные композиторы республики - М.Яруллин, Ф.Ахметов, Б.Трубин, М.Имашев, И.Якубов, Р.Хасанов, Р.Ахиярова, Л.Батыр-Булгари, М.Шамсутдинова. Для продвижения к открытой форме и появлению новой драматургии для театра кукол, приглашаются поэты Ю.Адаш, Р.Мингалимов, Г.Рахим, Р.Харис, Р.Бухараев, позднее Зульфат, Р.Курбан. Большая заслуга в привлечении новых поэтических сил, принадлежит Розе Саитнуровне Яппаровой — заведующей литературной частью театра в эти годы. Её филологическая подготовленность позволяет из талантливых представителей поэзии, выделить наиболее расположенных, к взаимодействию с эстетикой театра кукол.

В начале 80-х годов в театре ощущается некоторая растерянность в выборе сюжетов и в постановочных методах, которые совсем недавно воспринимались с боль¬шим энтузиазмом. Осуществляются постановки спектаклей «Теремок» С.Маршака, «Винни-Пух и все, все, все…» А.Милна по пьесе М.Королева. Вновь появляется на сцене знаменитый «Гусенок» Н.Гернет. С большим удовольствием, актеры возвращаются к лягуш¬кам, мышатам, ежикам. Высокую оценку получает спектакль «Пушок-волшебник» румынского драматурга А.Попеску, в постановке И.Зиннурова. В репертуаре театра появляются адаптации популярных комедий из репертуара драматического театра, такие как - «Диләфрүзгә дүрт кияү» Т.Миннуллина, с прекрасными актерскими работами А.Хуснутдинова, М.Абсалямова, Р.Гиздатуллина и Р.Файзуллиной. Особым интересом у зрителей пользуются: «Петр I и солдат» Л.Кожевникова, «Звёздочка-ромашка» Р.Бухараева, «Носорог и жирафа» Х.Гюнтера, «Золушка» Ш.Перро по пьесе В.Шибаева. Высокий уровень мастерства кукловождения показывают в этих спектаклях, как опытные актёры - В.Гибадуллина, Н.Шестопалова, Г.Вишняков, В.Маякова, Г.Демидов, Р.Утяева, А.Шестопалов, так и пришедшая позже молодежь - С.Каюмова, А.Карпеев, Р.Гарафутдинова, Е.Кочнев, Д.Утешев.

1990-е годы

Пришла пора больших перемен в жизни общества. Наступают 90-е годы. В сложный для страны период, театр возглавляет новый директор – Р.Яппарова. В театр приходит достойная актёрская смена, которая активно вливается в творческий процесс. Среди них и те, кто на долгие годы свяжут свою жизнь с работой в театре: Н.Егорова, Э.Гилемханова, Ф.Сабирова, В.Фечин, Г.Габдрахманова, С.Кузнецов, Ю.Чуктиев, Т.Сорокина, М.Файзрахманова, М.Гайфуллин, Л.Назипова, Г.Гаязетдинова, Е.Дмитриева.

С 1998 года казанский театр переименован в Татарский государственный театр кукол «Әкият», что в переводе с татарского языка означает – Сказка. Символом и эмблемой театра является – Жар-птица.

Театр приглашает режиссеров со своим почерком — Ю.Фридмана, А.Янкелевича, И.Хайруллина, С.Железкина. Благодаря взаимодействию руководства театра и Казанского государственного университета культуры и искусств, стало возможным готовить специалистов с высшим образованием. В поиске зрителя, репертуар приобретает насыщенный характер спектаклей в различных жанрах. Спектакль «Гасырдан озын бу көн…», по повести Ч.Айтматова, в инсценировке Зульфата, поставленный И.Зиннуровым, отражает дух нового времени, взывает к человеческой памяти. Реалистичный взгляд на мир и на природу человеческих отношений характерен для спектаклей 90-х годов – «Невеста падишаха» М.Гилязова, «Прыгающая принцесса» А.Дворского, «Җен кызы» Зульфата, «Морозко» Л.Кожевникова, «Цыганы» по поэме А.Пушкина, в инсценировке М.Гилязова, Популярен у зрителей спектакль «Гуси-лебеди» Льва Кожевникова, он - участник множества международных фестивалей, обладатель дипломов и персональных наград. Долгие годы особый интерес у школьного зрителя вызывает спектакль «Волшебные сны Апуша» Р.Бухараева, о детстве великого татарского поэта, публициста Г.Тукая. Спектакль переносит зрителей в волшебный мир сказок и преданий татарского народа.

С Татарским государственным театром кукол продолжают сотрудничать известные композиторы– Б.Трубин, Р.Ахиярова, Л.Батыр-Булгари, М.Шамсутдинова, Л.Любовский, И.Сафин, Ш.Шарифуллин, Ф.Абубакиров, А.Хусаинов, С.Зорюкова, Ю.Чаплин.

Театр становится всё более популярным, как в России, так и за границей, принимает участие в Международных фестивалях во Франции, Германии, Турции, Болгарии, Финляндии, Румынии, Украине, Республике Беларусь. В 2004 году театр отмечает свой 70-летний юбилей.



Фотогалерея

Театр сегодня

 1 марта 2012 года состоялась торжественная церемония открытия нового здания театра кукол. Среди гостей - Президент Республики Татарстан - Р.Н.Минниханов, Государственный советник РТ – М.Ш.Шаймиев, министр культуры РТ – А.М.Сибагатуллин, заместитель Премьер-министра РТ – З.Р.Валеева, мэр города – И.Р.Метшин и другие.

Особую лепту в организацию работы театра в этот период, вносит директор - Р.Яппарова. Во многом, благодаря ее усилиям, огромному трудовому опыту и признанному авторитету, театр обретает свой новый дом. Теперь он широко известен и популярен, не только в России, но и в мире.

 На его сценах проводятся спектакли – участников Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло». С 2013 года проходит Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest». 23 апреля 2014 г. в стенах театра открывается музей. Работая над повышением мастерства и качества специалистов в области театра кукол, театр проводит ежегодно лабораторию «Экият-lab». Приглашаются известные деятели в этой области - ведущие режиссеры, художники, педагоги и другие театральные специалисты.

 Продолжая знакомить казанского зрителя с богатейшими традициями искусства театра кукол, проводятся обменные гастроли со многими известными коллективами Российской Федерации. В гости приезжают коллеги из Москвы, Омска, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Оренбурга, Уфы, Белгорода, Саранска, Кирова, Тулы, Набережных Челнов, Липецка, Ульяновска, Тольятти, Южно-Сахалинска, Курска, Магнитогорска, Кемерово, Хабаровска. В обратном направлении едут наши спектакли. На постановки приглашаются признанные мастера современного театра кукол, лауреаты и номинанты Национальной театральной премии «Золотая маска»: режиссеры В.Бирюков, С.Дорожко, О.Жюгжда, Е.Ибрагимов, С.Озерская, художники З.Давыдов, Т.Мельникова, С.Шахновская, А.Алексеев, О.Устюгова, Ю.Михеева, Л.Скитович. Происходит знакомство и открытие новой плеяды драматургов – И.Зайниева, Э.Гилемхановой, Н.Егоровой, Р.Зайдуллы, А.Хаирова, А.Егорова, Н.Исмагиловой, Р.Мухаметшина, А.Галиуллиной.

  Постепенно в театре происходит процесс смены поколения. В творческом авангарде сегодня художественный руководитель, имеющий огромный опыт постановщика спектаклей в театрах России и за рубежом – Ильгиз Газинурович Зайниев. Являясь талантливым драматургом и ставя спектакли по собственным пьесам, он даёт интеллектуальное направление репертуару театра.

  Театр активно участвует в фестивальной деятельности. Является участником международных фестивалей в России, Турции, Республиках Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, завоевывает дипломы в различных номинациях. В 2022 году спектакль «Адәмнәр» Г.Ибрагимова, удостаивается пяти номинаций Национальной театральной премии «Золотая маска», участвует в фестивальной программе показов в Москве. Театр получает дипломы на престижных фестивалях. Формируется интересный репертуар для взрослого зрителя. Основу для новых постановок, составляют современные темы, актуальные, как для детской, так и для взрослой аудитории. Среди них особой симпатией у зрителей пользуются спектакли: «Золушка» Е.Шварца, «Волк и семеро козлят» Э.Гилемхановой, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, инсц. Л.Кожевникова, «Хаврошечка» Л.Савчук, «Маугли» Р.Киплинга, инсц.Р.Тагирова, «Әлдермештән Әлмәндәр» Т.Миннуллина, «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя, инсц. В.Бирюкова, «Страна чудес Алисы» И.Зайниева, по мотивам Л.Кэрролла. Одной из самых успешных постановок в эти годы, является - «Ханума» А.Цагарели, русского текста и стихов В.Константинова и Б.Рацера. Прививается понимание театра кукол «Экият», как театра «думающего», с особой философией и со своим оригинальным почерком. Законодателем этого направления выступает тандем художественного руководителя и главного художника Сергея Николаевича Рябинина, пришедших в театр кукол, из драматического искусства и задающих тон эстетике всего театра. Среди спектаклей подобного жанра выделяются: «Самовары» Р.Тагирова, «Әлфия» И.Зайниева, «Shurale:яңа фантазия» Ф.Яруллина, либретто И.Зайниева, «Дитя Аллаха» Н.Гумилева, «Авиатор» Е.Водолазкина.

Татарский государственный театр кукол «Экият», имеющий славную историю жизни, стремясь к совершенству, открывает новые горизонты кукольного искусства, достигая при этом всё более значимых творческих успехов. При этом отдаёт дань уважения многолетним традициям, сохраняет и преумножает их.

В 2024 году театр получил первую в истории Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в 3х номинациях. Спектакль «Авиатор» лучший кукольный спектакль, лучшая работа режиссера – Ильгиз Зайниев, лучшая работа актера – Дилюс Хузяхметов.

В 2024 году театру кукол «Экият» за выдающиеся достижения в развитии театрального искусства было присвоено звание «Академический».

Фотогалерея

Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie